Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателя
Предметная среда - это поле детской деятельности, её объективные условия и средства достижения цели, которые заданы предметной средой. Предметно-развивающая среда - одно из главных условий гармонического разностороннего развития ребёнка, которая направлена на реализацию свободной самостоятельной деятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями и склонностями, выбор деятельности, совместной со сверстниками или индивидуальной, а также на обеспечение психологического и функционального комфорта и укрепление здоровья ребёнка. Она должна соответствовать следующим психолого-педагогическим критериям:
- Соответствие уровню психического развития ребёнка;
- Полифункциональность;
- Трансформируемость;
- Системность;
- Модульность;
- Вариативность по содержанию и функциональным возможностям.
Непременным условием построения развивающей среды в группе дошкольного учреждения является опора на личностно-ориентированную модель ориентированную модель взаимодействия между людьми. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе». Доказано, что регулятором и индикатором настроения, эмоционального состояния детей, которые находятся постоянно в помещении, может служить определённая цветовая среда и освещение. В качестве звукового дизайна желательны, например, записи шелеста листвы, плеска воды, шума моря, пения птиц и всего того, что может нести познавательную эстетическую нагрузку. Звуковой дизайн можно использовать в детских играх, театрально-игровой деятельности как активный фон и дополнение. Известно, что представить детям разнообразные материалы и создать интерьер недостаточно. Важно, насколько эмоционально, комфортно будет чувствовать себя в предметном мире ребёнок.
Предметно-развивающая среда должна носить характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению и корректировке и, самое главное, развитию. Предметная среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Однако следует помнить, что во всех взаимодействиях ребёнка с предметным миром посредником должен быть педагог.
Организация предметно-развивающей среды предполагает создание различных центров в помещении группы. Эти центры могут быть использованы как в нерегламентированной, самостоятельной деятельности, так специально организованной, учебной деятельности. Они могут быть названы по разному в зависимости от возраста и конкретной группы
Развивающая предметно-игровая среда должна подчиняться ряду требований:
- Соответствовать возможностям ребёнка на границе перехода к следующему этапу его развития, т.е. через предметную среду должны быть сформированы зоны ближайшего и актуального развития (Л.С. Выготский);
- Соответствовать структуре когнитивной сферы ребёнка, т.е. должна содержать как консервативные (уже известные ребёнку) компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию;
- Удовлетворять потребность ребёнка в новизне, быть неисчерпаемой, информативной, тем самым способствовать самоутверждению ребёнка;
- Быть функционально комфортной как для ребенка, так и для взрослого
Решение задач учебной программы дошкольного образования невозможно без создания современной предметно-развивающей среды.
Приложение к консультации
Центры деятельности в группах дошкольного учреждения
Группа от 2 до 3 лет
- Игровой центр (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры)ъ
- Сенсорно-монипулятивный (сенсорика, ЭМП, познавательная практическая деятельность)
- Физкультурный центр или двигательной активности
- Центр строительства
- Центр воды и песка
- Центр развития художественного творчества
Группа от 3 до 5 лет
- Центр игры (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры)
- Центр художественного творчества
- Центр строительства
- Центр двигательной активности
- Центр художественной литературы
- Центр театральной деятельности
- Центр естествознания (уголок природы, живой уголок)
Группа от 5 до 6 лет
- Центр игры (сюжетно-ролевые игры, режиссёрские, дидактические игры)
- Центр художественного творчества
- Центр грамотности (библиотечный уголок, уголок книгоиздательства, уголок драматизации)
- Интеллектуальный центр (ЭМП)
- Центр естествознания или исследовательской деятельности (экологический уголок )
- Центр музыки (или театрально-музыкальный)
- Этнографический центр
- Центр двигательной активности
- Центр кулинарии
- Центр коллекций (как вариант музейный центр)
Формула расчета процента оснащенности средствами обучения, играми и игровым оборудованием, учебно-наглядными пособиями (далее средства обучения): количество средств обучения, имеющихся в учреждении дошкольного образования (группе), разделить на количество средств обучения предусмотренных Перечнем, и умножить на 100 %