Планирование образовательного процесса в учреждении дошкольного образования
План реализации образовательного процесса в группах раннего и дошкольного возраста включает следующие структурные компоненты:
- Годовые задачи учреждения образования
- Научно-методическое обеспечение (перечень учебных изданий, официально утверждённых либо допущенных в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь, рекомендованных научно-методическим учреждением "Национальный институт образования" Министерства образования Республики Беларусь).
- Список детей по подгруппам (с учётом возрастных, индивидуальных особенностей воспитанников; подгруппы детей могут изменяться в течение года).
- Циклограмма совместной деятельности педагогического работника с воспитанниками в течение дня (содержание деятельности с воспитанниками в первую и вторую половину дня).
- Взаимодействие с семьями воспитанников (формы и содержание работы по психолого-педагогическому образованию родителей и включению их в образовательный процесс).
- Индивидуальная работа с воспитанниками (содержание работы по образовательным областям учебной программы дошкольного образования на основе ежедневных наблюдений педагогического работника и с учётом результатов детской деятельности. Коррекционно-развивающая работа планируется и осуществляется педагогом-психологом, учителем-дефектологом).
- Закаливание (основные виды закаливания планируются с учётом принципов закаливания, возрастных особенностей воспитанников, сезонных изменений, условий учреждения дошкольного образования).
- Двигательная активность (содержание мероприятий распорядка дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и упражнения на 1-ой и 2-ой прогулках, активный отдых).
- Специально организованная деятельность, регламентированная типовым учебным планом дошкольного образования (игра, занятие). Планируется по образовательным областям на основе расписания игр, занятий на каждый день недели в соответствии с учебным планом. Определяются тема и цель деятельности в течение недели. В содержание планирования включаются:
- образовательная область и вид занятия,
- тема занятия,
- программные задачи,
- источник планирования.
Планирование в разновозрастной группе осуществляется в соответствии с общими требованиями, но имеет определённые своеобразие. При планировании фронтальных форм работы следует учитывать различие содержания (по степени трудности) и продолжительности деятельности детей каждого возраста. Необходимо указывать программные задачи применительно к каждому возрасту; предусмотреть дифференцированные задания для детей.
- Нерегламентированная деятельность воспитанников (виды детской деятельности: общение, игра, познавательная практическая (предметная - в группах раннего возраста), художественная и трудовая деятельность).
Часть структурных компонентов плана (годовые задачи учреждения , научно-методическое обеспечение, список воспитанников по подгруппам, циклограмма совместной деятельности педагогического работника с воспитанниками в течение дня; взаимодействие с семьёй, индивидуальная работа с воспитанниками, закаливание, двигательная активность) рекомендуется разрабатывать на год, полугодие, месяц, а часть (специально организованная и нерегламентированная деятельность) - на каждый день недели месяца.
При планировании образовательного процесса в группах раннего возраста целью качественной реализации учебной программы дошкольного образования необходимо обеспечить повторность проведения занятий.